Вы можете связаться с нами: 8 (86354) 9-92-02

batayskschool4@yandex.ru

Инклюзивное образование

Расписка при продаже квартиры, образец - fortstroi.com.ua
Информация о недвижимости - comintour.net
Чем штукатурят газобетон, смотрим на странице http://stroidom-shop.ru Как правильно варикоз лечить

Отчет по ОбИП

План работы ин. площадки МБОУ СОШ №4 г. Батайска 2018-19

Приказ об инновационной площадке

Приказ от 09.06.2016 №429

Программа Развитие психических и сенсорных процессов

Рабочая программа Логопед программа с ЗПР

Рекомендации родителям детей с ОВЗ

 

Инновационный образовательный проект

 

 Модель комплексного психолого — педагогического

сопровождения учащихся с разными видами нарушений

в образовательном процессе

2018  год

 

Обоснование актуальности проекта

В организации коррекционного обучения в нашей стране происходят коренные изменения. Ведущим направлением в нем становится процесс инклюзии, который осуществляется либо планово в порядке эксперимента, либо происходит стихийно, так как жизненно необходим. Инклюзия выступает как альтернативная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных  школах и индивидуально на дому. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании проблем этих детей, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Создание инклюзивных школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг, а также возможность полноправного участия в жизни общества всех категорий детей, а также их родителей.

В современных условиях, когда система инклюзивного образования еще не полностью сложилась, возможно эффективное проектирование инклюзивной практики, которое позволит выйти на системные изменения, обновить позиции субъектов образования, разработать новые критерии качества результатов деятельности.

Педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять на основе индивидуального образовательного плана, который разрабатывается учителем в тесном взаимодействии с учащимся, его родителями, классным руководителем и узкими специалистами (психологами, логопедом).

Психолого — педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе внедрения инклюзивного образования предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

В МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов  обучается 33 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.  Обучаются они в общеобразовательных классах.

Данные МБОУ СОШ №4 с УИОП в 2017-02018 учебном году:

— Детей – инвалидов и детей с ОВЗ – 33 чел.

— Инвалидов – 22 чел,

— Обучаются на дому — 11 чел,

Обучаются по адаптированным программам – 18 чел.:

— по АООП для ЗПР – 10 чел,

— по АООП для УО – 5 чел,

— по АООП для слепых – 1 чел,

— по АООП для РАС – 2 чел.

Такое количество учащихся с различными нозологиями, обучающихся в нашей школе, говорит не только о том, что родители предпочли выбрать для своего ребенка учебное заведение по месту жительства и отказались от услуг  специализированных учебных заведений, но и о том, что, по их мнению, инклюзивное обучение для их детей является наиболее приемлемой формой обучения, способной принести им максимальную пользу. Многие из детей – инвалидов и детей с ОВЗ, обучающиеся в МБОУ СОШ №4 с УИОП, в том числе и на дому, территориально относятся совершенно к другим школам города, и выбор их родителями нашего учебного заведения в – первую очередь основан на их осведомленности о нашем многолетнем успешном опыте работы с такими детьми.

Таким образом, актуальность этого проекта определяется не только социальным заказом страны и запросом родительской общественности в необходимости обучения их «особенных» детей в условиях инклюзивного обучения, но и необходимостью приспособления процесса обучения нашей школы к различным нуждам всех, без исключения, учеников с особыми потребностями.

  1. Анализ образовательной ситуации учреждения

Инновационный проект МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайска является организационной основой реализации принципов инклюзивного обучения детей с различными видами нарушений в режиме общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

Реализация данного проекта поможет и детям и их семьям, т.к. задачи, темы, содержание и виды деятельности планируются и реализуются исходя из их реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии, как самих детей, так и их родителей. А создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей школьной системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования.

Мы считаем, что для открытия и успешного функционирования инклюзивной модели образовательного процесса необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.

Для успешной реализации данного инновационного проекта в нашем учебном учреждении созданы все необходимые условия, позволяющие  построить процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей школьников с особыми потребностями:

  1. Имеется квалифицированный кадровый состав специалистов: 94 педагога (85 из которых имеют высшее образование), 2 педагога — психолога, учитель — логопед, 6 педагогов физвоспитания, 2 социальных педагога, медсестра, врач — педиатр.
  2. Инфраструктура школы соответствует современным требованиям, обеспечивает хорошие условия для проведения всех мероприятий с особыми детьми. В нашей школе МБОУ СОШ №4 с УИОП имеется большой (площадью 21,1 м² (5,24 м × 4,04 м)) кабинет педагога — психолога, позволяющий проводить как индивидуальную, так и групповую работу с детьми с ОВЗ. Полностью оснащен для работы с этими детьми кабинет учителя – логопеда. Кроме того,  в школе имеется 2 медицинских кабинета, кабинет социального педагога и зал для проведения занятий по ритмике.
  • Для занятий с детьми с ОВЗ имеется необходимая аудио- и видео – аппаратура. В вышеперечисленных кабинетах имеются  компьютеры, ноутбуки, аудио – проигрыватель, мультимедийный стол и планшеты. Всё это оборудование позволяет целенаправленно развивать познавательную сферу детей с ОВЗ и формировать необходимые учебные навыки и умения.
  1. Имеется профессиональный психологический, педагогический и логопедический инструментарий для диагностической и коррекционной работы. Кабинеты также оснащены вспомогательными игровыми и творческими материалами (игрушки для коррекции межличностных отношений, игры, конструкторы, кинетический песок, развивающие пособия, пазлы, пластилин, магнитные доски, доска – мольберт, мячи, наглядные материалы, наборы для творчества, и т.д.)
  2. Имеется необходимое методическое оснащение по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (книги, пособия, журналы и т.д.)
  3. В школе разработаны и получили высокую оценку в Рособрнадзоре Ростовской области адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся всех категорий. Кроме того, разработана вся необходимая документация для полноценного осуществления образовательного процесса детей с ОВЗ. Чтобы обучение было эффективным, для каждого нужна своя коррекционная программа: совместное обучение не должно ломать систему целенаправленной помощи.
  • В школе около 20 лет функционирует психолого-медико-педагогический консулиум (ПМПк), осуществляющий всестороннее сопровождение ребенка на протяжении всего периода его пребывания в школе.

Внедрение инновационного проекта позволит создать такую среду,        чтобы в каждом возрасте у ребенка с ОВЗ была возможность в условиях инклюзии осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому развитию и возможностям.

  1. Концептуальная идея проекта.

Инклюзивное образование — это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами и психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.

Мы считаем, очень важно, чтобы особые ученики участвовали во всех аспектах школьной жизни, так же как и остальные учащиеся. Учителя должны быть компетентны в инклюзивных вопросах, должны понимать потребности этих детей, обеспечивая доступность образовательного процесса. В учебный процесс, помимо учителя, должны быть обязательно вовлечены и психолог и логопед, необходимо активно взаимодействовать с семьей особого ученика. Кроме того, одной из первостепенных задач учителя инклюзивного класса является воспитание у всего класса толерантного отношения к детям, чьи возможности отличаются от общепринятых.

Конечно, инклюзия, не использующая коррекционные методы в обучении и воспитании ребенка с нарушениями в развитии, не только не решит проблемы получения им «свободы и равных прав», но скорее наоборот: ограничит его право на получение образования в соответствии с его возможностями. Поэтому все рабочие программы по учебным предметам имеют коррекционную направленность в зависимости от того, какие у ребенка имеются проблемы в развитии. Большую помощь учителям в составлении этих рабочих программ оказывает психолого – логопедическая служба школы. После разносторонней комплексной тщательной диагностики детей проводится  консилиум, где и определяются стратегические особенности будущей рабочей программа. Эта индивидуализация при подходе к ребенку, оценка его сильных и слабых сторон позволяет точечно составить его индивидуальный маршрут, а значит и работать с ним не формально, а осознанно, можно сказать «эксклюзивно».

В целях создания предпосылок для внедрения инклюзивного образования, а именно в определении оптимальных путей и средств эффективного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья нами рассмотрены различные модели включения их в образовательный процесс:

— частичное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. Модель частичного включения представляет собой промежуточный вариант между обучением детей с ограниченными возможностями исключительно в общеобразовательном классе и обучением индивидуально на дому;

— полное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс.   Для полного включения характерны максимальная индивидуализация процесса обучения и оказание дополнительной необходимой помощи непосредственно в условиях интеграции – исключается любое выделение учащихся с особыми образовательными потребностями в особую группу.

Модель частичного включения реализуется в отношении детей, чьи психофизические возможности не препятствуют их частичному вовлечению в урочную и внеурочную деятельность. Дети с ОВЗ совмещают обучение индивидуально на дому с посещением общеобразовательного учреждения по согласованию с родителями на основе индивидуальных учебных планов и медицинской справки.

«Частичная инклюзия» предполагает включение учащегося  в режиме половины дня, отдельных уроков или неполной недели. На основе данной модели учащийся в соответствии со своими возможностями может выбрать различные варианты взаимодействия со сверстниками: посещение отдельных уроков (но часть учебного материала осваивает в ходе индивидуальной работы), вовлечение в работу класса (группы), в том числе и  с применением дистанционных технологий, участие в работе кружков, клубов, секций.

Модель полного включения учащегося с ОВЗ в образовательный процесс требует более комплексного сопровождения.

  Модель полного включения  
Индивидуальная образовательная программа развития учащегося с ОВЗ
Образовательный компонент Коррекционный компонент Воспитательный компонент
Учитель

 

Классный руководитель Педагог-психолог Классный руководитель Учитель – логопед Классный руководитель Социальные партнеры
-составляет программу обучения;

-составляет индивидуальный образовательный план;

— обеспечивает индивидуализа-цию и дифференциацию обучения;

— осуществляет отбор  личностно и практико-ориентированного содержания;

-использует личностно ориентированные технологии для достижения целей обучения;

-организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую;

— осуществляет взаимодействие с тьютором.

— координирует действия учителей-предметников, тьюторов;

-осуществ-ляет мониторинг достижений учащегося

— осуществляет психологическое сопровождение, направленное на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизации личности и межличностных отношений;

— обеспечивает взаимодействие  с медицинскими учреждениями, консультационными центрами;

-составляет рекомендации для всех участников образовательного процесса

— осуществляет взаимодействие с родителями;

— координирует действия специалистов психолого-медико-социального сопровождения.

-создает условия  для эффективного включения учащегося с ОВЗ в среду сверстников

— осуществляет одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем;

 

— включает учащегося с ОВЗ в воспитательное пространство  класса и школы;

 

-создание социокультурного пространства для организации учебно-воспитательного пространства

 

Решение о выборе полного или частичного включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс принимается коллегиально на основе медицинских заключений, справки с ПМПК, мнения родителей и выводов специалистов нашей школы.

Инклюзия может быть полной, частичной, эпизодичной и даже обратной, но не должна быть фиктивной, формальной, тотальной, вводимой директивными методами, поспешной и «дикой». Реализация этого социокультурного проекта требует от всех причастных к нему мудрости и мужества в постановке и решении целого комплекса непростых задач. Тем более, что, как показывают данные медиков и  статистические сведения нашего микрорайона, количество детей с ОВЗ будет только увеличиваться. Нам уже сейчас известно, что в следующем 2018-2019 учебном году к нам придут первоклассники, имеющие статус «ребенок – инвалид» и «ребенок с ОВЗ» и у которых в заключении ПМПК будет написано о том, что они «нуждаются в особых условиях получения образования». И  родители этих детей не хотят обучать их в специализированных образовательных учреждениях.

Основную концептуальную идею этого инновационного проекта можно обозначить как создание комплексной психолого – педагогической  модели сопровождения учащихся с разными видами нарушений в образовательном процессе, способствующему созданию необходимых условий для обеспечения благоприятной адаптации, социализации и учебы ребенка с ОВЗ с обязательным воспитанием у всего класса толерантного отношения к нему.

На сегодняшний день у нас накоплен большой опыт работы с такими категориями детей с ОВЗ, как задержка психического развития (варианты 7.1 и 7.2), умственная отсталость (легкая, умеренная, тяжелая степени), расстройство аутистического спектра (варианты 8.3 и 8.4), слепота (вариант 3.2). Есть дети с множественными формами нарушения развития: ДЦП (нарушения опорно – двигательного аппарата) и ЗПР (вариант 7.2), РАС и ЗПР, РАС и УО, ЗПР и  неврологические заболевания, тяжелые нарушения речи и РАС и др.

Основные цели образовательного процесса, осуществляющего психолого — педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ,  заключаются в следующем:

— разработка технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками;

— создание условий для осуществления разностороннего развития учащихся с ОВЗ (различные адаптивные формы обучения), включающих практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, проектной, художественной, досуговой и др.), как непременное условие приобретение социального опыта.

Реализуются поставленные цели в процессе личностно ориентированного урока, внеурочной, внеклассной деятельности учащихся  педагогами, психологами, осуществляющими сопровождение, в процессе взаимодействия школы и иных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и культуры,  на групповых и индивидуальных консультациях, тренингах и в других всевозможных видах деятельности.

Тип проекта: Практико-ориентированный.

Цель проекта:

Разработка и внедрение модели психолого – педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с  разными видами нарушений в условиях общеобразовательного учреждения, посредством создания условий для коррекции нарушений развития, социальной адаптации  и максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.

Задачи проекта:

  • Создание оптимальных условий развития ребёнка с любыми образовательными потребностями, путем психолого – педагогической поддержки компенсаторных возможностей ребёнка с дефицитарным развитием, раскрытия его резервов, формирования адаптационного потенциала и жизненной компетентности.
  • Создание социокультурной среды общения детей с разными образовательными потребностями, способствующей социализации личности;
  • Обеспечение необходимых материально-технических и психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ.
  • Содействие развитию толерантности у учащихся школы и их родителей.

Этапы реализации проекта

Подготовительно-проектировочный (2018 год)

  • Проведение анализа условий: материально-технических, кадровых, финансово-экономических, научно-методических.
  • Разработка модели взаимодействия с детьми с ОВЗ и их родителями.
  • Разработка модели взаимодействия детей в классе с разными образовательными потребностями.
  • Разработка модель образовательной программы для инклюзивного класса.
  • Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса. Провести родительские собрания.
  • Сравнительный анализ результатов работы с детьми с ОВЗ за последние 3 года: уровень учебных достижений, физического и психического благополучия;
  • Распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик;
  • Разработка программы деятельности;
  • Изучение современной практики по данной теме.

Практический: (реализационный) (2019 год.)

  • Фиксация исходного состояния;
  • Организация системы ПМП сопровождения  процессов внедрения ИО: обследование детей, разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, индивидуальных образовательных маршрутов;
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий
  • Материально-техническое обеспечение специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  • Совершенствование кадрового обеспечения.
  • Создание единого информационного пространства.
  • Работа по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.
  • обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.

Обобщающе – результативный  (2020 год.)

  • Обработка и анализ эффективности созданных условий для повышения степени комфортности и интеграции детей в образовательной среде.
  • Анализ эффективности модели социально-психологической адаптации детей с ОВЗ к воспитательно-образовательной среде школы.
  • Оптимальность использования нормативной и методической документации, сопровождающей  процесс инклюзивного обучения.
  • Оценка степени социализации детей в обществе.
  • Изменение физического и психического состояния детей.
  • Изменение отношения социума  к  «особенным» детям.

Принципы реализации проекта

  • принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав и учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании в РФ», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
  • принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося;
  • принцип самореализации как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
  • принцип интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
  • принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
  • принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
  • принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
  • принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
  • принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
  • принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
  • принцип индивидуализации, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
  • Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Функциональным назначением инклюзивной деятельности  школы является самореализация выпускников с ОВЗ в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
  • дополнительное образование;
  • психолого-педагогическое сопровождение, направленное на социализацию учащихся;
  • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
  1. Основные направления деятельности

Основными направлениями работы МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов  г. Батайска по организации инклюзивного образовательного процесса должны стать:

  1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение
    • Организация работы педагогического коллектива в проекте, создание Рабочей группы
    • Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов, внесение корректив в нормативно-правовые акты школы
    • Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.
    • Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях
    • Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях
    • Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе. Организация семинаров по данному направлению
    • Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, организация курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)
    • Консультирование участников реализации проекта: учителей, классных руководителей, специалистов, родителей
    • Контроль и анализ результатов деятельности школы по инклюзивному образованию
    • Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования
    • Составление/ коррекция плана дальнейшей работы в этом направлении.
    • Проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы.
    • Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов
    • Межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
    • Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях
  2. Создание “безбарьерной” среды
    • Оснащение кабинетов необходимым оборудованием и наглядными пособиями
    • Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога и логопеда
    • Программно — методическое обеспечение,
    • Предоставление технических средств реабилитации
    • Установка пандуса /перил/ к запасному выходу
    • Оборудование гардероба и  туалетов на 1 этаже
    • Оборудование специальной мебелью учебных кабинетов
    • Оснащение мультимедийной техникой и современным специальным, в том числе реабилитационным, учебным, компьютерным оборудованием учебных кабинетов
    • Оборудование рабочих мест в кабинетах технологии
    • Оснащение спортивного зала специализированным оборудованием для занятий ЛФК
    • Оснащение медицинского кабинета специализированным медицинским оборудованием
    • Доступные классы (безбарьерность при передвижении, мебель, оборудование, оснащение).
  1. 3. Работа с родителями
  • Диагностика, анкетирование
  • Консультации, тренинги
  • Родительские конференции, собрания
  • Мероприятия досугового направления

 

  1. Организация образовательного процесса

А. Обучающиеся

  • Психологическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса;
  • Педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса;
  • Логопедическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса;
  • Диагностики, анкетирование
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Организация дополнительных консультативных и индивидуальных занятий
  • Мероприятия досугового направления
  • Мероприятия здоровьесберегающего направления
  • Мероприятия воспитательного направления

               Б. Педагоги

4.11 Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, области, городе. Участие в семинарах по данному направлению

4.12  Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по данному направлению, прохождение курсовой подготовки педагогов (по результатам диагностики)

4.13 Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов, консультирование учителей

4.14 Индивидуальное планирование работы учителями

4.15 Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями

4.16 Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений

4.17 Осуществление работы по преемственности начальной и основной школы

4.18  Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования.

 

 

 

Создание специальных условий инклюзивного образования для детей в зависимости от особенностей психофизического развития:

  1. Для детей с интеллектуальной недостаточностью:
  • Приобретение методического материала и оборудования для работы педагога- психолога и учителя-логопеда
  • Приобретение учебного оборудования и методических пособий (оборудование для социально- бытовой ориентировки, наглядных средств обучения)
  • Оборудование сенсорной комнаты релаксации с основным числом приборов для различных упражнений
  • Приобретение компьютерных обучающих программ для детей с ЗПР и УО
  • Приобретение: набор для развития моторики, восприятия и сенсорной памяти; игровое тактильное панно; оборудование для игр с природным материалом; тактильная дорожка;
  • оборудование для коррекционной гимнастики; массажная дорожка; массажеры для развития моторики рук
  1. Для детей расстройством аутистического спектра:
  • Приобретение компьютерных обучающих программ для детей с РАС
  • мультимедийное обеспечение для детей с РАС
  • фототехника для обучения эмоциональному восприятию
  • комплекты наглядных средств обучения для детей с РАС
  1. Для слепых детей:
  • Приобретение сенсорной аппаратуры индивидуального назначения
  • Приобретение тактильных приборов
  • Приобретение компьютерных обучающих программ для слепых
  • Приобретение слухоречевых и тактильных тренажеров.

 

 

 

 

  1. Предполагаемая результативность проекта

При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:

  1. В МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайска будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.
  2. 2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
  4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).
  5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.
  6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
  7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
  8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья, т.е. создание в нашем общеобразовательном учреждении толерантной среды.
  9. Снижение тревожности, положительная динамика развития самосознания и самооценки детей с ОВЗ.
  10. Родители вовлечены в совместную деятельность.
  11. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для педагогов своей школы, школ города, участие в муниципальных НПК, форумах, издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов школы по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети Интернет.
  12. Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:

— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ;

— сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения.

Инклюзивное образование — это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством — возможностью жить, верить, любить, быть любимым. Это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, мудрости и профессионализма зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-смысловых основ нужна всем, а не только детям-инвалидам.